ГБУ ПО «Чеченский государственный колледж культуры и искусств им. В.А Татаева»


Вехи становления

Тот, кто хотя бы раз в жизни не смотрел зачарованно на детские рисунки, навек покоренный их чистотой, искренностью и непосредственностью, тот может считать себя обделенным в жизни. Ибо вряд ли есть что-либо, что может так завораживать и внутренне очищать человека, чем детский рисунок. Только их безыскусная красота способна вызвать в душе такое умиротворение и покой, когда лицо расцветает в безотчетной улыбке и озаряется светом любви к детям.

 


Когда в Ойсхарской детской художественной школе прошел конкурс рисунков, посвященный Дню рождения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), было представлено, на удивление, много работ, причем, хороших работ. Это поставило компетентное жюри в составе заместителя директора по НМР, заслуженного работника культуры РФ, А.А. Ильясова, заведующего филиалом ЧГККИ Х.Б. Элипхановой, директора ДХШ М.М. Магомедовой в затруднительное положение. Они не смогли определить абсолютных победителей и распределили три первых, три вторых и три третьих места. Это неудивительно – здесь много талантливых педагогов и много одаренных и увлеченных искусством рисования детей.

Ойсхарскому филиалу Чеченского государственного колледжа культуры и искусства исполнилось 15 лет. Если вдуматься, это не так уж много – 15 лет. За эти годы филиал стал кузницей по выпуску квалифицированных кадров. Студенты наряду с общеобразовательными дисциплинами учатся декоративно-прикладному искусству и народным промыслам (керамика, гравировка, художественная обработка металла).

Но за эти годы коллективом преподавателей немало достигнуто. Львиная доля заслуги в этом — заведующей Ойсхарским филиалом Хеди Басултановны Элипхановой.

— Как вы оцениваете пройденный период? – спрашиваю у нее.

— Ойсхарский филиал (художественное отделение) Чеченского государственного колледжа культуры и искусства был открыт в 1997 году в здании детской художественной школы поселка Ойсхар Гудермесского района, — рассказывает Хеди. — За годы становления филиал стал кузницей по выпуску квалифицированных кадров. Наряду с общеобразовательными дисциплинами, студенты учатся здесь декоративно-прикладному искусству и народным промыслам.

За 15 лет существования филиал произвел 14 выпусков, подготовил более 120 специалистов.10 человек окончили его с отличием с квалификацией «художник-мастер».

Отделение, каким мы его сегодня знаем, с широкими возможностями для студентов заниматься изобразительным и декоративно-прикладным искусством, слагался из многих факторов. Но, безусловно, важнейшим из них была атмосфера творчества, царившая в его стенах с первых лет его существования, а также дух взаимопонимания и единства устремлений преподавателей и студентов — добиться высокого профессионализма в общем для них деле.

 

— Как вы оцениваете уровень подготовленности выпускников художественного отделения?

— Сегодня многие из них плодотворно работают учителями изобразительного искусства в общеобразовательных школах, педагогами в детских художественных школах и в школах искусств, в средних специальных и высших учебных заведениях. Это говорит само за себя. Ильясовы Мака, Марьям, Джабраилова Зарема, Абдуллаевы Петимат и Марха работают преподавателями в Ойсхарской детской художественной школе. Алиев Султан, Муталиев Мовла работают в детской художественной школе села Нойбер. Ильясова Зара — педагог школы искусств г. Гудермеса. Солтанбеков Магомед — преподаватель Шелковской ДХШ. Жатаев Жаддал работает в филиале Ножай-Юртовской ДХШ в селе Симсир. Истамулова Амнат — учитель искусства Ножай-Юртовской гимназии №1. Дадашева Яхийта работает педагогом в школе искусств г. Аргун. Бибуматов Дауд и Амаев Анзор работают в рекламном агентстве г. Хасавюрта. А Хадчукаева Мадина, Мочаева Айдехим, Элипханова Марха, Дибиров Сайхан работают преподавателями данного филиала.

После окончания художественного отделения некоторые студенты продолжили учебу, оттачивали свое мастерство и получили навыки в высших учебных заведениях по специальности в Чеченском государственном педагогическом институте: Муталиев Мовла, Мицигов Илес, Муталиева Хеди, Джабраилова Зарема, Муталиева Асет, Элипханова Мака, Ильясовы Мака и Зара, Цуцаев Аюб. Хадчукаева Милана окончила институт имени И. Репина г. Санкт-Петербурга (факультет теории искусств) и сегодня работает искусствоведом в музее имени А-Х. Кадырова.

В Чеченском государственном педагогическом институте работают преподавателями выпускники отделения Абдуллаев Артур, Матаева Бирлант, а выпускники Абдуллаева Петимат, Ильясова Макка, Дибиров Сайхан, Джабраилова Зарема, Муталиева Асет, Элипханова Макка стали членами союза молодых художников ЧР. По словам Хеди Элипхановой, филиал гордится своими выпускниками. Как в годы учебы, так и ныне, в годы работы, они отличаются чувством ответственности и творческим подходом к делу. Их труд, их старания поощряются грамотами и дипломами.

Хеди возглавила коллектив в 2000 году и сразу, как говорится, пришлась ко двору. Интеллигентность, личное обаяние и удивительная доброжелательность помогли не только становлению авторитета молодой женщины, но и создали вокруг нее особую ауру, атмосферу дружбы и доверительности.

Хеди родилась и выросла в селе Нойбер Гудермесского района. В 1979 году пошла в школу. Через несколько лет она уже совмещала учебу в школе с учебой в Детской художественной школе пос. Ойсхар. В основном это были занятия декоративно-прикладным искусством, и она показала себя большой рукодельницей. В 1987 году девушка окончила школу и в том же году поступила на филологический факультет Чеченского государственного университета. По окончании его она вернулась в родное село и начала преподавать в местной школе русский язык и русскую литературу.

Когда у нас зашла речь о семье, она сказала с гордостью: «Я из рабочей семьи». Она действительно из большой (у нее трое братьев и пятеро сестер!) рабочей и трудолюбивой семьи. Ее родители Байсултан и Курсум Элипхановы были большими тружениками. Их юность и молодость пришлись на годы высылки, и, стало быть, горя им довелось хлебнуть по самое горло. Но как бы трудно ни приходилось, они стойко переносили тяготы. Здесь все было поставлено на служение семье. Супруги не чурались никакой работы. И детей сызмальства приучали к труду. Слов «не могу» или «не хочу» не было в их лексиконе. Сами не имевшие возможности получить образование, Элипхановы делали все для того, чтобы дети учились. Наверное, поэтому они вырастили девятерых прекрасных детей. Старший сын Султан окончил сельскохозяйственный техникум в г. Красный Кут (отец нередко брал подростков на лето на заработки, — там они и находили учебные заведения, куда впоследствии поступали учиться). В настоящее время Султан нашел дело по душе — он занимается виноградарством, до тонкости знает все секреты выращивания лозы. Второй из семьи Элипхановых – Супьян – окончил с отличием Орджоникидзевский сельскохозяйственный институт, но окончательный выбор его пал на строительство – эта сфера деятельности привлекла его больше.

Салман — выпускник Адыгейского госуниверситета (кстати, тоже окончил вуз с отличием!). После армии он приехал сюда помогать отцу и братьям, но поступил учиться, да так тут и остался. Он работает в родном вузе старшим преподавателем, является кандидатом педагогических наук, ныне завершает работу над докторской диссертацией.

Дочери четы Элипхановых Маьлхш и Асма учились на закройщиц, Асмарт получила педагогическое образование, преподает чеченский язык и чеченскую литературу в колледже культуры и искусства. Хасра с отличием окончила Грозненский кооперативный техникум (не одна подружка завидовала ее удаче – это престижное в то время учебное заведение было мечтой многих!). Кем стала Хеди, мы уже знаем, а младшая из сестер – Хасра – окончила факультет педагогики и психологии ЧГПИ, ныне там же, в пединституте, преподает по специальности. Все дети Байсултана и Курсум нашли свою судьбу, обзавелись семьями, у всех выросли свои дети, которые также поставили во главе всего труд – сперва во имя учебы, а потом – во имя профессии. Верно говорят: все идет от корней. Сколько себя Хеди помнит, они всегда помогали родителям дома по хозяйству, да и не только. В то время сельские жители выращивали на совхозных полях какие-нибудь овощи. Не была исключением и семья Элипхановых.

— После школы нам приходилось идти на участок, помогать матери на прополке, во время уборки урожая, — вспоминает Хеди. – А еще мы выращивали виноград. Так мы на примере родителей приучали себя трудиться, не покладая рук. И не сказать, чтобы мы переутруждались, — нет! Просто нас приучили не тратить попусту время: мы или делали уроки, или читали, или помогали по хозяйству.

— Ваше самое сильное желание?

— Чтобы дети росли в имане, здоровыми, хорошо учились, были трудолюбивыми, чтобы нам, родителям, не приходилось краснеть за них…

Отец ее детей – Бай-Эли – отличный семьянин, уважаемый на селе человек. Они поженились в 1996 году. Он оказался на редкость заботливым человеком, выросшим на тех же принципах, что и она. На этих же принципах, основанных на наших традициях и обычаях, они стараются воспитывать своих детей. Их у молодой четы трое. Старшая дочь Линда окончила художественную школу, учится в девятом классе СОШ №2 пос. Ойсхар. Иман учится в той же школе классом ниже, — она вошла в энциклопедию «Одаренные дети будущей России». Любимец семьи Сулейман пока ходит в садик.

…Мы говорим о разном, но больше о том, что волнует каждую мать – о детях, о воспитании. Хеди сокрушается, что теперь дети мало читают. Ей, выросшей на романах Х1Х века, трудно с этим смириться. Она вспоминает, как в доме гасили свет, ибо придерживались правила: всему свое время, день для работы, ночь для отдыха. У Хеди на этот случай был припасен фонарик. Натянув на голову одеяло, девочка включала свой свет и продолжала читать. Конечно, не досыпала. Но на оценки это странным образом действовало наилучшим образом. А в «Чеховке», в годы студенчества, она упивалась книгами, увлекалась поэзией, переписывала в тетрадь понравившиеся стихи, афоризмы, притчи. Сожалеет, что среди молодежи сегодня так мало читающей публики.

Она подолгу рассказывает о своих студентах.

— Среди них немало способных и талантливых, — говорит Элипханова. — Они принимали и принимают активное участие в районных, в республиканских, всероссийских и даже международных выставках, правда, сегодня за участие в выставках надо платить деньги, причем, немалые. Однако мы продолжаем участвовать в них и получать свои дипломы и призы. Это Межрегиональный конкурс рисунков «Две дороги» в рамках проекта «Дагестан как фактор стабильности в приграничных районах Чеченской Республики», проводимой при поддержке института «Открытое общество», это Международная выставка «Сердце России глазами детей» (штат Джорджия, США). В Центральной республиканской библиотеке состоялась персональная выставка студента Муцаева Рустама под названием «Радуга юного таланта», прошла Республиканская выставка рисунков «А жизнь продолжается» в рамках проекта воскресного клуба «Арт-Синтем», потом были 4-я Международная выставка в Германии, Республиканская выставка «Мои соседи — народы Северного Кавказа», посвященная 195-летию академика живописи П. Захаров. Республиканская выставка памяти и скорби «Память сердца — боль моя, печаль моя», Республиканская выставка, посвященная 55-летию первого Президента ЧР, Героя России А-Х. Кадырова, Республиканская выставка молодежи Чеченской Республики «Нохчийн чоь — сан ирсан ага», проведенная в рамках проекта «Формирование толерантной личности посредством арттерапии и психореабилитации» и т.д.

 

—Кто стоял у истоков становления и развития отделения?

— В течение 15 лет на художественном отделении работали и работают замечательные педагоги, художники и мастера: Ильясов Адем Ансарович – заслуженный работник культуры ЧР, заслуженный работник культуры РФ, кавалер золотого Почетного знака «Общественное признание», Идалов Нажемуди Муршадиевич — заслуженный учитель ЧР, Сайхан Дибиров – член Союза молодых художников ЧР.

— В 1997 году было открыто художественное отделение колледжа. Это оправдало себя?

— Открытие филиала, было правильным решением, имеющим большое значение для нашей республики, — говорит Хеди. — Появилась возможность обеспечить систему среднего художественного образования, включающую наряду с подготовкой мастеров, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, также и художников, учителей и.т.д. Тем самым отпала необходимость талантливой молодежи, выпускникам художественных школ уезжать из республики для получения среднего профессионального образования. Создается целостная система художественного образования и эстетического воспитания молодежи.

Филиал молод, ему всего 15 лет, но то, что уже сделано, позволяет не только оглянуться назад, но и с уверенностью смотреть в будущее. Так уж получилось, что практически вехи становления филиала и его молодого руководителя совпали – они как бы прошли этот путь рука об руку. И не потеряли от этого. Скорее наоборот.

Завершаем мы рассказ о нашей героине словами ее коллеги Заремы Джабраиловой – ведь всегда интересно знать, что о нас думают и говорят в нашей «второй семье».

— Хеди Элипханова – образованный, интеллигентный, добрый и отзывчивый человек, — говорит Зарема. – Она щедро делится с другими всем тем, что умеет и знает сама. Эта высокая педагогическая добросовестность присуща ей во всем. У Хеди Байсултановны чувствуется умелый подход к студентам, педагогический такт. Ребята тянутся к ней, любят и уважают ее. В свою очередь тянемся к ней и мы, ее коллеги: она – прекрасный человек, интересный собеседник. Как руководитель она строгая, но очень справедливая. Считаю, что такой работник, как Хеди Байсултановна, — находка для любого образовательного учреждения.

Умиша Идрисова

 

№82 (2015)